станица Новощербиновская Краснодарского края
ГЛАВНАЯ О НАС ПОЧТА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Новощербиновские Храмы.

Троицкая церковь станицы Новощербиновской, серидина 30-х годов
Фотография этого Храма досталась мне от моего дяди Гришко Михаила Александровича. Скорее всего, снимок сделан в 1936 или 1937 году (отсутствуют рамы окон на башнях, нет огады). Фотография любительская, качество изображения не высокое, но это исторический документ, говорящий о многом. Этот Храм не только символ Православной Веры, не только свидетельство приверженности казаков к старинным традициям перешедших от отцов и дедов, это и стремление к Прекрасному, и способность создать это Прекрасное. Строили то Храм всем миром. В строительстве принимали участие все, кто деньгами, кто своим трудом.

Прошло время, и от этого прекрасного творения рук человеческих осталась одна фотография. Дядя был атеистом, в церковь не ходил, молитв не читал, но фотографию хранил. Где-то далеко в своем сознании он, наверняка, понимал, что без прошлого нет будущего, и, наверное, потому трепетно относился к прошлому и свято хранил в своей памяти всё, что касалось станицы.

Троицкая церковь станицы Новощербиновской, 20-е годы

Сначала был жгучий интерес. Кто архитектор? Кто строил? Как строил? В результате длительных расспросов старожилов мы пришли к выводу, что в станице есть три вида фотографий и не в одном экземпляре. Одна такая же, как и у нас, вторая – боле ранняя, но фотография того же Храма и фотография комитета по постройке Николаевской церкви. Так, что в станице, далеко не все живут только сегодняшним днем и не помнят родства.

Николаевская церковь станицы Новощербиновской

По нашему мнению, на этой фотографии изображена Николаевская церковь, но произвести идентификацию фотографии мы не сумели. У нас есть только косвенные доказательства этому утверждению.

Постепенно появилась мысль, что на знаменах церкви не только черные пятна. Одни утверждают, что бог есть и это – Иисус Христос, другие – Магомед, третьи – Будда, атеист же говорит, что бога вообще нет. Кто прав? Церковь беспощадно и жестоко боролась с любым инакомыслием – это исторический факт. Церковь призывала к человеколюбию и соблюдению нравственности – это тоже исторический факт.

Чтобы ни говорили, а в девятнадцатом веке наши станичники, казаки, в бога верили, более того готовы были стоять насмерть за Православную Веру. Не было большего позора для запорожского казака, нашего предка, чем измена Отчизне и Православной Вере. По мнению Н. В. Гоголя «Вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать её до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании». В церковь ходили все, молились, прислушивались к голосу священников. Для большинства из станичников жизнь начиналась и заканчивалась в церкви. Здесь нашего станичника крестили. Здесь он каялся в грехах. Сюда, надевая все лучшее, что у него было, и, спрятав подальше плохие мысли, плохое настроение и свои неудачи, станичники приходили в праздники. Кто–то в минуты безутешного горя приходил в церковь и молитвой пытался, приобрети душевное равновесие. Сюда приходили станичники, чтобы других увидать и себя показать. Отсюда после молебна казак уходил на военную службу или на фронт. Здесь его отпевали в случае естественной смерти, а чаще от пуль или ран, или от голода. И, наконец, в 19 веке, особенно в сельской местности, священнослужители - это прежде всего образованные люди.

15 марта 1831 г. архиерей Афанасий (Телятев), наставник Новочеркасской и Георгиевской епархии, назначил причт в Новощербиновское куренное селение. (Новощербиновский приход в то время входил в Новочеркасскую и Гергиевскую епархию). В этом же году был освящен в честь Святого Николая престол, построенной в станице первой церкви. Скорее всего, она была деревянной и крытой камышом. Где располагалась первая церковь, сейчас никто из станичников не помнит.

В начале семидесятых годов в нашей станице произошло на первый взгляд неприметное событие. Вот, что пишет о нем В. П. Игнатенко. «Летом 1971 года курган решили сровнять с землей, так как на этом месте предполагалось устроить аэродром для сельхозавиации. При вскрытии верхнего грунта тракторист И. Н. Рудь чуть было не провалился в образовавшуюся яму. Оказывается, это был склеп с прахом священнослужителя с большим крестом на груди». Речь идет о кургане, находившемся в районе МТФ №3 колхоза им. Калинина. На сколько мне известно, священнослужителей хоронили, сооружая им склеп, в ограде церкви. Если это утверждение верно, то где-то вблизи от этого кургана и находилась первая церковь станицы.

Кто был первым священником, мы установить не сумели. Государственные архивы от нас далеко, доступ к ним по специальным разрешениям. Автор этих строк попытался посмотреть имеющиеся исторические материалы в местном народном музее станицы Старощербиновской, куда там! Нужно на сие действие разрешение от Начальника! Ткнулся в местный архив. Утрачены, говорят, довоенные материалы во время войны! Немцы то ли сожгли, то ли увезли, то ли местные жители растащили на растопку, а может, нечистый приложил свою лохматую лапу…

Именно в этой церкви правил службу отец Юрий (Белый). Почему в миру его звали Юрий, хотя родители нарекли его Григорием, объяснить сейчас не возможно. Родился Григорий Белый где-то в 1795 году в старшинской или в зажиточной семье. При атамане Ф. Я. Бурсаке в 1803 г. в Екатеринодаре была открыта первая в Черномории школа, преобразованная в 1806 году в уездное училище. Скорее всего, здесь Григорий Белый получил начальное образование. Во взрослом возрасте он был главным табунщиком войскового табуна. За какую-то провинность его освободили от занимаемой должности и «в наказание назначили попом». Эта версия правдоподобна, поскольку, это исторический факт, священнослужителей в те времена в Черномории не хватало. Но путь в священники был долгим и не простым. Сначала монастырь, затем дьячок, далее диакон и лишь потом после нескольких лет службы диаконом и после экзамена архирею он был рукоположен в священники и получил приход. В станице Новощербиновской у него был большой дом с капитальными строениями на обширном, в целый квартал, дворе с прекрасным садом и «многоводной криницей» и большой табун лошадей. Всё это хозяйство, вероятнее всего, Григорий Белый создал еще, будучи табунщиком.

У отца Юрия было много детей: Мария, Федор, Александра, Секлетакия, Ефросиния и Паша, которые подарили священнику из казаков внуков, два из которых оставили заметный след в истории России. Старшую дочь, Марию, казачий батюшка отдал замуж за диакона из казаков станицы Роговской Андрея Лукича Щербину. Четвертый ребенок Марии Григорьевны и Андрея Лукича, родившийся в Новодеревянковской в 1849, был наречен Федором. Ф. А. Щербина впоследствии стал видным отечественным ученым - экономистом, статистиком и историком. Сын Федора Григорьевича Белого - Василий Федорович Белый дослужил до генерала артиллерии, герой Порт Артура, награжден орденом Святого Георгия IV степени. После смерти жены батюшка «дюже изменился» часто выпивал, забросил хозяйство. В 1858 г. отец Юрий, по собственному желанию, «свое место священника зачислил, как было принято тогда у духовенства» за дочерью Секлитакией, уступив свой приход своему зятю Максиму Петровичу Попову. «Отец Юрий отчислил, так сказать, сам себя в "заштат", не имея ни своей паствы, ни церкви, но, не потерявши прав на богослужение и отправление духовных треб». Где родился, где умер Юрий Белый мы так и не установили.

Где-то в начале шестидесятых годов 20 столетия мой дядя М. А. Гришко, увидев у меня книгу Степанова «Порт Артур», рассказал мне о том, что в книге идет речь о генерале, который был внуком новощербиновского священника по фамилии Белый. Подробности того разговора я уже и не помню. Спустя более сорок лет мне попадаются отрывки воспоминаний Ф.А. Щербины. "Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества", где он утверждает, что родина его матери станица Новощербиновская, а дед по материнской линии, был в пятидесятых годах 19-го столетия священником в станице Новощербиновской. На сколько мне известно, эта работа Ф. А. Щербины в Советском Союзе не издавалась, и сведения о священнике Белом мой дядя получил из других источников. Эти факты позволяют мне с большой степенью вероятности утверждать, что Григорий Белый действительно имел подворье и жил в станице Новощербиновской.

В 1868 – 1869 г. священники Николаевской церкви – отец Платон (Байгоренков) и отец Кирилл (Чеховский).

В 1872 - 1875 г. – отец Михаил (Кубанский) и отец Платон (Байдренков).

1876 г – отец Петр (Кондратов)

880 г – отец Аполлон (Миновзоров)

В 1883 году при атамане станицы Новощербиновской уряднике Ефиме Аврамовиче Гладком было окончено строительство нового деревянного Храма. Располагался Храм на «старой» площади, находящейся межу улицами Запорожская, Ленина, Дружбы и Казачей. Освятили престол этого Храма с благословления преосвященного Германа (Осецкого) местные священники. К этому времени Новощербиновский приход уже входил в Кавказскую и Екатеринодарскую епархию, кафедра которой находилась в Ставрополе. Из других событий церковно-приходской жизни этого времени можно отметить самоубийство священника Аполлона Миновзорова, вследствие разлада со своими сослуживцами.

В 1885 году от удара молнии сгорает «старая» церковь, а в 1896 г, по той же причине, сгорает новый Храм. Второй пожар был страшный, горели как спички, хаты покрытые камышом, подсобные помещения и домашние животные, ограды и деревья, всего сгорело более 30 домов. Длительное время, это место пустовало, не было на «старой» площади ни одного деревца. Мальчишками мы там гоняли мяч, играя в футбол. И лишь в начале семидесятых годов двадцатого века, т.е. спустя 90 лет его застроили.

Так как станица оказалась без церкви, срочно был оборудован молитвенный дом, престол которого был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Этот дом находился на другой площади, примерно в ста метрах на юг от современного радиоузла. Еще южнее от молитвенного, примерно в двадцати метрах впоследствии было начато строительство по проекту архитектора Григория Николаевича Васильева кирпичного Храма. Строили его долго, восемь лет. Все эти годы богослужение и гражданские обряды проводились в молитвенном доме.

Храм был построен в Византийском стиле. В нем традиционно сохранили трехчастное символическое внутреннее деление, и в устройстве внутреннего пространства (алтарь, средняя часть и притвор) и внешнего оформления, следуя глубоким духовным истинам Православия. Символично количество куполов. Храм имел пять куполов, где средний купол возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. При Храме была возведена трех ярусная звонница с колоколом весом 254 пуда (более 4 тонн), которая очень красиво вписывалась в архитектурный ансамбль и сильно отличала данную церковь от других, где звонница, обычно, располагается в некотором удалении от Храма. Старожилы говорят, что когда звонили колокола, их звон слышен был и в Новодеревянковской и в Староминской. Рядом с храмом располагался причтовый дом. Вокруг Храма была красивая ограда. Внутри ограды находился молитвенный дом, где производились будничные богослужения. С северной и западной стороны Храма устроили бульвар с мощенной кирпичом пешеходной дорожкой. Не далеко от Храма выстроили три дома для священников. В одном из них после 1932 г., было почтовое отделение и сберегательная касса, а в другом – радиоузел. Первый из них разрушили в 2000 г., второй - еще стоит, судьба третьего дома нам неизвестна.

В 1904 году главный престол вновь построенной церкви освятили местные священники отец Николай (Кедров), отец Михаил (Хованский) и отец Федор (Неговскилов) с благословения преосвященнейшего Агафадора (Преображенского) - архирея Ставропольской и Екатеринодарской епархии в честь Святой Троицы. Кстати, кафедра епархии находилась в Ставрополе. Церковь была названа во имя преподобного Серафима Саровского и великомученика Артёмия. Название церкви позволяет выдвинуть предположение, что церковь была трех престольной. Если это так, то третий престол был освящен 20 октября 1904 г. в честь великомученика Артемия. По-видимому, столь сложное название церкви было непривычно станичникам, и её чаще называли Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя, в действительности, престол молитвенного дома был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы и именно молитвенный дом носил это название.

Стоимость, построенного здания составила 94 000 рублей,

иконостаса – 12000 рублей.

Наиболее ценная утварь:

Чаша с прибором – 450 рублей;

Евангелия – 500 рублей;

Дарохранительница – 500 рублей.

Церковных сумм было – 7762 рубля. Свечей продавалось ежегодно около 100 пудов. Состав причта (с 1902 года): 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщика. Капиталов причта – 2300 рублей. Причтовой земли 198,5 десятин. Священникам было положено по 38 десятин, диакону - 29 десятин, двум псаломщикам - одному 19 десятин и другому - 17,5 десятин.

При церкви с 1891 существовало Артёминское Братство, учреждённое в память кончины императора Александра III. (20 октября в день святого Артемия). В 1904 г Братство насчитывает около 400 членов. Оборот Братства в год 3000 – 4000 рублей. Братством были открыты: библиотека, читальня, и общество трезвых. Эти данные взяты из книги «Справочник Ставропольской епархии» Михайлов, книга издана в 1911 г. Из этого следует, что наша станичная библиотека появилась где-то между 1892 – 1909 годами. Как, правило, Братства создавали сослуживцы и соседи. Члены Братства выбирали себе Святого – покровителя. Вскладчину покупали икону этого Святого. Икону устанавливали в церкви. В день Святого заказывали молебен, после которого икону выносили из церкви и помещали у одного из членов Братства, здесь же вскладчину проводили трапезу. После трапезы икону относили в церковь. В будние дни члены Братства оказывали друг другу помощь.

Некоторые старожилы утверждают, что в станице, был то ли мужской, то ли женский монастырь. Где он находился, никто указать не может. Возможно, его (монастырь) просто путают с выше указанным братством.

Не долго церковь выполняла мирные функции. 22 ноября 1904 г. в 9 часов вечера на колокольне появились красные фонари и красные флаги, раздался набатный звон колоколов. Конные казаки с красными флагами и красными фонарями рассыпались по станице, оповещая население о мобилизации войска. Все люди, не смотря на позднее время, хлынули к правлению. По станице был слышен, женский плачь и вой собак. Станицу охватило сильное волнение. На другой день, 23 ноября, были собраны казаки, подлежащие к выступлению на войну с Японией. Отслужен был после литургии молебен отправляющимся в путь воинам.

В 1906 г. в том районе, где сейчас находится правление СПК «Димитрова» и средняя школа №10, была заложена вторая кирпичная церковь, Строилась она не менее пяти лет по проекту ростовского городского архитектора Г. Н. Васильева. При строительстве этой церкви, сохраняя прежний стиль, используемый при строительстве Троицкой церкви, большое внимание было уделено внешнему оформлению Храма. Рядом, по традиции, построили причтовый дом, вокруг церкви возвели ограду, между церквями проложили мощенную кирпичом пешеходную дорожку (более километра).

Где-то то  в промежутке между 1911 г. и  1914 г. с благословения преосвященнейшего Агафадора, престол построенной церкви освятил, скорее всего, архимандрит Иоанн (Левицкий) и местные священники.  В 1907 году Священный Синод, учитывая трудности управления разросшейся епархией (150 тыс. кв. километров), открыл на территории Кубани Ейское викариатство, возведя в сан епископа Ейского бывшего ректора Астраханской Духовной Семинарии архимандрита Иоанна (Левицкого).

С 1904 г по 1915 г  слово Божье в Троицкой церкви несли отец Михаил (Михаил Андреевич Хованский) и отец Давид (Давид Антонович Чубов).

 В Николаевской церкви, с 1914 г по 1918 г  правил службу священник отец Алексей (Алексей Тимофеевич Мелиоранский). К стати, Кубанская область представляла собой 21 благочинный округ. Новощербиновские церкви входили в пятый благочинный округ. В этот округ входили девять населенных пунктов. Длительное время этим округом руководил благочинный священник Должанской церкви Иоганн Черный. В 1914 г благочинным в этом округе был назначен священник Новощербиновской церкви Алекссей Тимофеевич Мелиоранский.

 На фотографии комитета по постройке новощербиновской Николаевской церкви   сидят два священники. Возможно, что  тот что постарше, это  Николай Андреевич Полянский, а, рядом сидящий, это  Алексей Тимофеевич Мелиоранский. Но это лишь предположение.

Мы длительное время недоумевали. Как же так? В затерявшейся в Кубанской степи станице, вдалеке от городов и железной дороги два таких великолепных архитектурных ансамбля? Ответ оказался как всегда очень простым. «Самое продолжительное служение на Кавказской кафедре выпало на долю преосвященнейшего Агафадора (Преображенского) (1893-1919) На своем посту он пробыл 26 лет. Период его управления был ознаменован бурным расцветом церковного строительства на Кубани и Ставрополье. Большинство сохранившихся до наших дней храмов были построены именно в это время. В течении первых 15 лет его архипастырского служения количество духовенства и церквей возросло в полтора раза (духовенства на 700 человек, а церквей - на 190). На строительство новых храмов в пределах епархии было израсходовано свыше 13 млн. рублей, в том числе около 8 млн. рублей на Кубани и 5 млн. рублей на Ставрополье». «Из истории Екатеринодарской и Новороссийской епархии» Цитата из официального сайта Екатеринодарской епархии. Если разделить 13 млн. на 190, то получится около 70 тыс., примерно 70% стоимости церкви взяты из средств епархии, остальные деньги прихожан. Так, что храмы строились не только за средства паствы.

Надежды властей на то, что церковь сумеет объединить казачество, не оправдались, не помогла ни армия священнослужителей, ни новые красивейшие Храмы. Пожалуй, не последнюю роль здесь сыграл и тот факт, что к концу 19 века царское правительство расслоило казачество. Наверное, тогда и появились те, кто начал задумываться о достоверности церковных догматов. В период гражданской войны казачество было не однородным. Одни были за монархию, другие - за Россию, но без царя, третьи – за присоединение Кубани к Украине, четвертые – за самостийное казачество Дона и Кубани, пятые - поддерживали большевиков, были и такие, которых не устраивал никто.

Новая власть довольно быстро показала казакам, кто в доме хозяин. Храмы просуществовали не долго. После революции количество граждан посещающих церковь резко уменьшилось, а в 1932 году они были закрыты. Священники уехали из станицы. Некоторое время храмы пустовали, затем их стали, использовали как зернохранилища. В 1937 году, по указанию сверху, оба Храма были разрушены, кирпич был использован на постройку хозяйственных помещений.

До 1942 г в станице церквей не было. В 1942 г. (во время оккупации Новощербиновской немцами) открыли церковь в сохранившемся здании, которое располагалось возле разрушенного Храма, и когда-то в этом здании распологалось церковно-приходское училище. В 1954 году для церкви купили дом, некогда принадлежащем Ус. С тех пор церковные службы и обряды проводят в этом доме. Посещающие церковь называют его Храмом Покрова Пресвятой Богородицы.

В 2007 году на том месте, где когда-то располагался новощербиновский базар, начали возводить стены новой церкви. Изменит ли новая церковь отношение населения к церкви, покажет время.

 Геннадий Алексеенко

Сведения об архитекторе Г. Н. Васильеве нам любезно предоставила Вера Феоктистовна Волошинова, которые она взяла из статьи Любви Феоктистовны Волошиновой "О городском архитекторе Г. Н. Васильеве" в "Донском временнике-2003" (с.150-152, "Донской издательский Дом", Ростов-на-Дону). Она же попросила свою сестру провести экспертизу фотографии. По мнению Любви Феоктистовны Волошиновой, архитектора - реставратора, Храм проектировался  Г. Н. Васильевым.

Словарь

Псаломщик, низший служитель в православной церкви, светское лицо, помогающее священнику в совершении церковных служб и обрядов (чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и др.). В России П. ведал всем делопроизводством по церкви и приходу, а до отделения церкви от государства (1918) — и метрическими книгами, в которых велась запись рождений, смертей и бракосочетаний.

Диакон (греч., "слуга"), (дьяк) в первые времена христианства лицо, ведавшее хозяйственные дела общины и наблюдавшее за церковным благочинием; позже - лица, находящиеся на низшей степени священства…

Дьячок, низший разряд церковнослужителей, не входящий в состав церковной иерархии (в отличие от священнослужителей - архиереев, священников и дьяконов). В русской православной церкви с 1868, когда церковнослужители перестали составлять часть духовенства, дьячки именуются псаломщиками.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - издревле укоренившаяся в душах Казаков надежда на опеку и покровительство Матери Бога Живого. День Покрова 1/14 октября казаки всегда праздновали в станицах особенно торжественно, с молебнами о живущих, с панихидами по отошедшим душам в иной мир, с общественными собраниями, спортивными состязаниями и общими трапезами. Исторически такая традиция приурочивалась к чуду поражения Турок под Азовом, когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона не оставалось никаких надежд, и когда видение «жены прекрасной в багряной ризе» вдохновило казаков на новые подвиги. К первому октября 1641 г. свершилось действительное чудо: город освободился от осады. Но корни особенного почитания Богородицы несомненно много древнее, глубже и душевнее. Божья Матерь, это Высшее Начало. Матерински нежная, страдающая и понимающая страдание, вечная Женственность, обнадеживающая посредница между слабым человеком и Всемогущим Господом. Ее образ вызывал в массах военного казачьего народа те же чувства, которые почитание Пресвятой Девы у средневековых рыцарей, в частности у рыцарей В. княжества Литовского, ходивших в бой с пением гимна-молитвы «Бога Родица, Девица, Благословенная Мария». Обо всем этом. и свидетельствует апокриф о Богородице и слезах казачьих матерей, созданный Казаками когда то в старину.

Осенний праздник, посвященный П. П. Богородицы, отдавал должное памяти погибших в боях и усопших, а одновременно служил днем благодарения за Божьи дары, за те жизненные блага, которые казак-хозяин получил в истекшем году

Архирей греч. старший священник, начальник священников) - священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства (в т.ч. рукоположения) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). Согласно учению церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен и т.о. в церкви осуществляется благодатная преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея - 1 правило св. Апостолов; согласно 60 правилу Карфагенского поместного собора 318 г. - не менее трех). Согласно 12 правилу Шестого Вселенского собора (680-681 гг. Константинополь) архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. К архиерею принято обращаться: к епископу "Ваше Преосвященство", к архиепископу или митрополиту - "Ваше Высокопреосвященство"; к патриарху "Ваше Святейшество" (к некоторым восточным патриархам - "Ваше Блаженство"). Неофициальное обращение к архиерею - "владыко".

Белый Василий Федорович [19(31).1. 1854, Екатеринодар, - 7(20).1.1913, Царское Село], русский генерал от артиллерии (1911), герой обороны Порт-Артура. Из кубанских казаков. С 1869 служил в артиллерии Кубанского казачьего войска, в 1873 произведён в офицеры. Участник русско-турецкой войны 1877-78, отличился при штурме Карса. Служил в крепостной артиллерии Карса, Варшавы, Севастополя. С 1900 командир Квантунской крепостной артиллерии. Во время русско-японской войны 1904-05 умело организовал артиллерийскую оборону Порт-Артура, разработал правила сигнализации и дозорной службы, впервые применил стрельбу с закрытых позиций. Был противником сдачи Порт-Артура. С 1906 начальник Владивостокской крепостной артиллерии. С 1911 в отставке.

Григорий Николаевич Васильев (1868-1932).
Место рождения - неизвестно, умер и похоронен в Ростове-на-Дону.
1897 год - окончил курс Императорской академии художеств с большой серебряной медалью от Московского художественного общества за проект оперного театра.
С 1901 года - занимает должность городского архитектора Ростова-на-Дону ( до 1917 года) До этого - частная практика в городе в течение трех лет)
Первые постройки в этой должности - Школа домоводства и кулинарии в Думском проезде и здание Средне-технического училища на Скобелевской улице. Далее - достаточное количество жилых и общественных зданий в городе, а также храмы:
1911 год - Сретенская церковь в станице Александровской (рядом с Нахичеванью-на-Дону);
1911 год - 4-х ярусная колокольня при Преображенском храме хутора Обуховский;
1913 год - церковь Успения в хуторе Недвиговском
1915 год - храм Иоанна Предтечи в Затемерницком поселении Ростова-на-Дону;
1915 год - храм во имя Святой Троицы в станице Верхне-Гниловской;
1909 год - надзор за строительством Благовещенской церкви греческой общины Ростова-на- Дону;
1915 год - надзор за строительством мусульманской мечети на Скобелевской улице.
С 1924 года - сотрудник управления Донского окружного инженера;
1925 год - разработка эскизного проекта Дворца Труда (воплощен не был из-за сомнительной благонадежности автора)
1926 год - проект и строительство жилого дома рядом с конторой Государственного Банка.

Яндекс.Метрика

Sedoj 2000 - 2016 г.