станица Новощербиновская Краснодарского края
ГЛАВНАЯ О НАС ПОЧТА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Народное образование в Новощербиновской


Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек - носитель прошлого и носитель национального характера. Человек - часть общества и часть его истории.

Академик Д. С. Лихачев

Как сейчас помню большую группу детей различного возраста во дворе средней школы №9 и группу женщин, возле которых стояли растерянные малыши – будущие первоклассники. Было это давно, было это в 1952 году. Не знаю почему, но тогда мне казалось, что школа существовала всегда и везде. Не знаю почему, но тогда я был твердо уверен, что каждый малыш обязательно будет учиться в школе. Это потом я узнал, что школ в царской России было мало и неграмотных в стране было значительно больше, чем грамотных. Это потом я узнал, что далеко в подсознании у каждого из нас живет неистребимая жажда жизни и желание иметь детей, кормить, одевать и воспитывать их, стремление воплотить свои лучшие черты в своих детях. Это потом я узнал, что это свойство передается по наследству.

С младенческого возраста человек, находясь среди людей, подражая им, моделируя в играх или в мыслях различные ситуации, извлекая из окружающей среды информацию, строит свое представление об окружающем мире, вырабатывает свою форму поведения в обществе, создает свои цели и ценности для дальнейшей жизни. Звуковой форме мышления и общения человек учится сам в раннем детском возрасте. Происходит это только тогда, когда ребенок находится среди взрослых.

 Письменной форме мышления и общения ребенок не в состоянии научиться самостоятельно. Для обучения грамоте ребенку нужен помощник - грамотный человек способный терпеливо, настойчиво и целеустремленно по определенной схеме помогать ребенку, услышав слово писать буквы, увидев буквы произносить слово.

 Первую попытку создать сеть школ для широкого круга населения России предприняла Екатерина II. В 1782 г в Петербурге была создана Комиссия народных училищ, которая разработала и в 1786 году по решению правительства опубликовала «Устав народных училищ в Российской империи». Согласно этому документу в городах разрешалось открывать малые (уездные) училища с двухлетним сроком обучения и главные (губернские) с пятилетним курсом обучения в составе четырех классов, последний класс был двухгодичным. Малые училища содержались за счёт пожертвований, собираемых приказами общественного призрения. Губернские училища частично содержались за счет государственного бюджета и местных сборов, путем обложения населения. Особых успехов эта реформа не имела. К началу 19 века в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Среди них почти совсем не было сельских школ.

 В1802 г было создано Министерство народного просвещения. В 1803 г были опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», а в 1804 г «Устав учебных заведений, подведомых университетам». Согласно принятому уставу Россия была поделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Вильнюский и Дерптский. К этому моменту в России было три университета (Москва, Дерпт и Вильно). Предполагалось открыть еще три университета в С-Петербурге, Казани и Харькове. На университеты возлагались научные, учебные, административно – педагогические функции. При советах университетов создавались училищные комитеты. Предполагались три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии (губернские училища). Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. Сельские приходские училища финансировались помещиками, уездные училища и гимназии – из государственного бюджета. Кроме того, были духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, училища, подчиненные ведомству учреждений императрицы Марии (благотворительные) и военному министерству. Особую категорию составляли элитные учебные заведения – Царскосельский и другие лицеи и благородные пансионы.

 До 1848 г земли Черноморского казачьего войска входили в состав Харьковского учебного округа. Первым попечителем харьковского учебного округа был граф Потоцкий. Харьковский университет выполнял лишь рекомендательные и разрешительные функции. Все те училища, которые были открыты в Черномории в это время, создавались и содержались на средства станичных обществ или на средства казачьего войска.

С 1848 года сначала земли Черноморского казачьего войска, а после преобразований, Кубанская область вошла состав Кавказского учебного округа (1860 - 1864 годы Кавказский учебный округ не существовал). Число учебных округов увеличилось. Министерские училища были выведены из подчинения университетов и переведены в подчинение министерства народного просвещения. Как и прежде в каждом учебном округе был свой попечитель, но теперь он находился не в С-Петербурге, а в центре учебного округа. Центром Кавказского учебного округа был Ставрополь. Попечителями Кавказского учебного округа были: Я. М.Неверов, К. П. Яновский, М. Р., Завадский. М. Р., Рудольф Н. Ф..

В Екатеринодаре была учреждена Дирекция народных училищ. Директора народных училищ Кубанской области: Николай Рындовский, Николай Федотыч Блюдов - действительный статский советник (1900 г), Владимир Васильевич Скидан (1905-1917 г.). Дирекция народных училищ это - учебно-административный орган в России, в ведении которого находились начальные, повышенные начальные (городские) и высшие начальные училища. Она была учреждена в 1874 (до этого времени с 1869 в каждой губернии был 1 инспектор народных училищ). Дирекция народных училищ осуществляла главным образом политический надзор за народными училищами, следила за благонадёжностью народных учителей и желательным царскому правительству «духом преподавания». В Европейской части России в каждой губернии имелся обычно 1 директор народных училищ, подчинявшийся попечителю учебного округа, а в каждом уезде – от одного до трех инспекторов народных училищ, подчинённых директору. В Ставрополе был создан губернский училищный совет, а в каждом уезде, а на Кубани в каждом округе, было образовано отделение этого училищного совета.

Станица Новощербиновская подчинялась Ейскому отделению с центром в городе Ейске. До 1863 года в бывшем Ейском уезде, в дальнейшем, округе было уездное училище с пансионатом в станице Уманской и малое училище в станице Старощербиновской. Оба эти училища содержались на средства казачьего войска (за указанный промежуток времени название казачьего войска менялось). Училище в Старощербиновской было образовано по инициативе войскового протоирея Россинского в 1811 году. В это время Старощербиновская была центром Ейского округа. Учились в этих училищах дети состоятельных родителей. В 1819 г было открыто приходское училище в Кущевке, связи с тем что в 1817 г. центр Ейского округа был перенесен в Кущевку. Просуществовало оно не долго, было закрыто в связи с отсутствием учителя. В 1833 прибывший сюда бывший учитель Екатеринодарской гимназии Толмачев открыл, по собственной инициативе, училище, и за 11 месяцев Кущевская школа стала одной из лучших в крае. Вскоре оно было снова закрыто. Было еще очень маленькая школа в станице Староминской. Отсюда следует, что в станице Новощербиновской официальной школы до 1863 года не было, что, кстати, не исключает существование неофициальной частной школы.

В бытность наказным атаманом генерал-адъютант граф Сумарков – Эльстон издал циркуляр от 19 апреля 1863 г за  №648, о приглашении станичных обществ к открытию школ. В дальнейшем на казачью верхушку станиц оказывалось непрерывное давление со стороны войсковой канцелярии, в результате к 1 января 1879 г округе было 26 мужских и одно женское училище.

 Столь позднее появление учебных заведений в округе можно объяснить целым рядом объективных причин.

 Во-первых, население станиц было казачьим. Каждая казачья семья готовила своих детей, прежде всего к военной службе и нелегкой сельской жизни. Казачонка в раннем возрасте отец торжественно условно сажал на коня и говорил: «Вот вам и казак!». А когда ему исполнялось три года, отец сажал его на лошадь уже по настоящему. На лошадь предварительно накидывался аркан. Во время скачки по кругу, темп которой регулировался отцом, ребенок осваивал приемы верховой езды. Войску нужен был физически сильный, выносливый, прекрасный наездник и меткий стрелок, хорошо владеющий холодным оружием. Успеешь в бою увернуться от удара саблей, сумеешь на полном скаку, выстрелить в неприятеля, не промахнувшись – будешь жить, добудешь честь и славу. Это понимали все казаки, уделяя большое внимание физической подготовке своих детей. Примерно с этого же возраста дети занимались кормлением и выпасом домашней птицы и скота, собирали грибы, ягоды, колосья пшеницы после уборки урожая, пропалывали огород, оказывали содействие в уборке сена. Трудовая деятельность детей проходила под строгим контролем станичной общины, что позволяло вовлекать в нее весь состав молодого поколения казаков. Освоить приемы работы с косой, лопатой, топором и другим несложным сельхоз инвентарем можно было, не имея начального образования.

 Во-вторых, каждый казак нес в течение 20 лет воинскую повинность и подолгу отсутствовал в семье. Вся тяжесть сельского быта ложилась на жену и детей. На счету были каждые, пусть и детские, руки.

 В-третьих, в большинстве семей лишних денег просто не было для того, чтобы одеть и обуть ребенка для школы.

 В-четвертых, хотя официально школа и была бесплатной для конкретной семьи, для станичного общества она была платной. Да это так, потому что постройка школьного здания, его обслуживание, ремонт, охрана, оплата труда учителей производилась из средства станичного общества. Большинство станичных обществ Черноморского казачьего войска того времени не имело достаточных материальных средств, чтобы можно было открыть начальное учебное заведение. И как ни прикидывай, а царское правительство не спешило в эти годы вкладывать средства в народное просвещение.

 В-пятых, состоятельные казаки предпочитали обучать грамоте своих детей частным образом.

В станице Новощербиновской первое церковно-приходское училище было открыто где-то в 1863 – 1875 годах. Во всяком случае, в «Памятной книжке Кубанской области» за 1875 год, подготовленной статистическим управлением сообщается, что в станице Новощербиновской было 592 двора, проживало 3480 человек, из них 57 человек иногородних. В станице был один учитель и 53 ученика и 1 ученица. В 1887 году заведовал церковно-приходским училищем Николай Полянский-Кедров, учитель – диакон Долгополов.

В те времена непосредственное и ответственное заведывание церковно-приходскими школами возлагалось на приходских священников. Для ближайшего руководства церковно-приходскими школами епископ назначал, по своему личному выбору, из наиболее способных и благонадежных священников, наблюдателей, обязанных ежегодно представлять епископу отчет о состоянии церковно-приходских школ. Кроме того, для заведывания этими школами в каждой епархии учреждались епархиальные училищные советы.

 Учебный год начинался в ноябре, заканчивался в апреле. В период распутицы у нас непролазная грязь, а эти периоды у нас довольно часты, ученики состоятельных родителей добирались в школу верхом на лошадях. Приехав в школу, мальчик отпускал лошадь, и она самостоятельно возвращалась домой. К концу занятий кто-нибудь из домочадцев, по предварительной договоренности, либо по установившейся в семье традиции, а в некоторых случая работник, приезжал в школу и забирал ученика домой. Занятия в училище пропускали ученики в семьях, которых либо не было лошадей вовсе, либо ввиду их занятости.

 Училище было одноклассным с трехлетним сроком обучения. Церковно-приходские училища давали религиозное воспитание, элементарную грамотность, и мало реальных знаний. Эти училища были образовательным тупиком, после ее окончания ученик не мог, без дополнительной подготовки поступить в другие учебные заведения. Казаки это прекрасно понимали и как только ребенок, особенно девочка, овладевал умением читать и считать, отец говорил ему: «Хватит, даром хлеб есть, пора делом заняться!» На этом учеба в школе прекращалась.

 В «Справочнике по Ставрополькой епархии» Михайлов выпущенной в 1911 г в Екатеринодаре утверждается, что «в 1898 году на средства станичного общества было построено кирпичное здание для церковно-приходской школы стоимостью в 4000 рублей. В этом здании располагались мужское и женское церковные училища». Где находилось это здание, к сожалению, никто не помнит. Возможно здание, которое было расположено в центре станицы рядом с футбольным полем.

 Первое училище подведомственное министерству народного просвещения в станице появилось не позже 1897 года. Назвали его Александровским, было оно двуклассным. Было оно мужским, то есть в нем учились только мальчики, выходцы из казачьих семей. Детей иногородних в такие училища принимали только за плату. Почетный блюститель этого училища Порфирий Яковлевич Крайний, законоучитель – Михаил Хованский, заведующий и учитель пения – Василий Петрович Бунин, учителя – Елизавета Михайловна Бунина и Анна Гавриловна Суракова. Впервые об этом училище упоминается в «Кубанском календаре» за 1898 год. «Кубанский календарь» подготавливало статистическое управление Войсковой канцелярии, и как я понял, здесь публиковались обработанные статистические данные за предшествующий год. В каком здании располагалось это училище первоначально, мы не знаем, необходимы дальнейшие исследования архивных материалов (если они сохранились).

В 1905-1906 количество учителей в этом училище увеличилось почти в четыре раза. Поэтому можно предположить, что именно в этих годах было законченно строительство здания для этого училища. Строили его по типовому проекту из кирпича, изготовленного на кирпичных заводах Парамона Попова и Казацкого. В здании было 9 классных комнат, учительская и огромный актовый зал со сценой. Это было красивое здание. Даже в середине двадцатого века оно выглядело привлекательно и вполне соответствовало своему назначению. Классные комнаты были просторными и светлыми с большими окнами, (длина класса 10 м, ширина - 7 м, высота - 4 метра). Классы легко проветривались. Рядом был построен дом с квартирами для учителей. Жители станицы впоследствии называли это здание «длинной школой» и в этом здании располагалась в последствии средняя школа №9 вплоть до 1979 г. Сейчас этого здания нет, его разрушили в 90-х годах.

 Почетными блюстителями в этом училище так же были Николай Иванович Иванченко (1908 – 1909 г), Петр Георгиевич Козлов (1910-1911 г) Александр Алексеевич Труба (1912-1916 г). Заведующий – Иван Германович Лобковский, законоучитель Михаил Хованский. А вот учителя менялись. Мы приведем только лишь список учителей по этому училищу, не разделяя их по годам. Иван Федотович Бендюков, Иван Александрович Благодарев, Михаил Владимирович Лукин, Петр Данилович Торохтий, Мария Яковлевна Лобковская, Ефросинья Родионовна Афинина, Анна Яковлевна Пчелкина, Софья Сергеевна Благодарева. Мария Яковлевна Батищева, Михаил Васильевич Кириченко, Анастасия Иосифовна Мороз, Мария Федоровна Иванченко, Василий Алексеевич Важев, Мария Николаевна Гришко, Таисия Лукинична Тулинова, Михаил Павлович Барабаш.

Срок обучения в этом училище составлял 6 лет. Первые три года - 1-й класс, остальные годы обучения - второй класс. Здесь учили не только читать и писать, но по русскому языку изучали синтаксис, ставился небольшой курс литературного чтения, проходился полный курс арифметики, имелись начальные курсы природоведения, геометрии, физики, истории и географии. По рекомендации попечителя Кавказского учебного округа Яновского Кирилла Петровича проводились занятия по садоводству и огородничеству. Ученики, окончившие это училище, продолжить образование не могли без дополнительной подготовки.

В «Кубанском календаре» за 1901 год впервые упоминается второе, вслед за Александровским двухклассным училищем, женское начальное одноклассное министерское училище. Учителем в первые годы была Елена Григорьевна Комянченко, она же и заведующая, место законоучителя сначала было вакантным. Законоучитель с 1902 года Николай Андреевич Полянский, почетный блюститель появился лишь в 1904 году, это была Надежа Дмитриевна Тихова, впоследствии эту должность долгое время исполнял Лев Давидович Федюшин, а законоучителем был вплоть до 1915 г Давид Чубов. В 1908 году это училище стали называть женским Мариинским одноклассным училищем. Заведующий сначала с 1912 г была Анастасия Ивановна Савченко, с 1916 г Варвара Александровна Воловская, учителя: Вера Андреевна Комарова, Людмила Григорьевна Комяченко, Екатерина Никитична Савченко, Анна Михайловна Бушман, Софья Гавриловна Лекторская, Варвара Александровна Воловская, Антонида Михайловна Бутман, Елена Моисеевна Перевозчикова, Мария Константиновна Зинченко.

 В 1906 году было освящено здание, построенное на западной части станицы, возле моста через приток реки Ясени. Для занятий использовали 4 больших комнаты, была здесь и учительская. В это здание было перемещено Маринское училище, о котором шла речь выше. Нынешняя средняя школа №10 прямая наследница Мариинской школы и вполне, учитывая особенность печатания статистических данных, считать год рождения этой школы 1900.

В 1906 году открывают второе мужское одноклассное училище, подведомственное министерству народного просвещения, назвали его Алексеевским. Срок обучения в нем был три года. В 1909 году это училище окончил сын новощербиновского казака Леонтий Елеазарович Шульга, прадедушка Сергея Андреевича Шульги. Сын Леонтия – Андрей Леонтьевич Шульга, не смотря на смутные времена, сумел сохранить свидетельство об окончании училища отцом. Ксерокопию это свидетельства, уменьшенную в четыре раза, вы видите на фотографии помещенной на этой странице сайта.

 Заведующий этим училищем долгое время был Деомид Александрович Бекетов. Законоучитель священник Николай Полянский – Кедров, учителя: Н. Е. Комисарова, А. И. Бублик, А. Барабашков, Василий Сергеевич Филатов, Михаил Иванович Тулинов, Александр Ефремович Барабашев, Елена Семеновна Бекетова. Таисия Лукинична Гришина, Екатерина Никитична Савченко, Николай Дмитриевич Гришко, Михаил Павлович Бражников.

С 1910 г оно становится двухклассным, количество учителей этого училища увеличивается, и это дает нам повод предположить, что было закончено строительство двухэтажного здания для этого училища. Это здание сохранилось и поныне, но находится на грани разрушения. О том, что именно в этом здании располагалось Алексеевское училище, в архиве средней школы №9 есть свидетельство - это заявление Марии Николаевны Устименко.

 В этом здании было 8 комнат. В шестидесятых годах 6 из них использовали для занятий со школьниками (классные комнаты), в седьмой комнате была школьная библиотеки, а в восьмой - учительская. В станице я достаточно часто слышал разговоры о том, что до революции в Новощербиновской было реальное училище, а Старощербиновской гимназия. В краснодарской краевой библиотеке им А. С. Пушкина я просмотрел «Кубанский календарь» за 1898 – 1916 годы - 18 книг, просматривал достаточно бегло, времени было мало, поэтому я в основном обращал внимание на сведения об новощербиновских учебных заведениях. Основные сведения о них, я изложил в тексте. До 1916 года в станице Новощербиновской реального училища не было, также как в станице Старощербиновской гимназии. Вероятность открытия реального училища в станице в последующие годы очень мала. В-первых шла сначала 1-я Мировая война, затем революция, смена власти, Гражданская война - время не спокойное и смутное. В мирное время государство отодвигает вопросы просвещения на второй план, а во время смуты и голода тем более. Во-вторых, для гимназии необходимы специалисты с высшим университетским образованием как минимум семь человек: литератор, математик, физик, биолог, иностранный (латынь), историк, географ. В Старощербиновской в 1915 году уже было высшее начальное училище. Возможно по ее примеру и в Новощербиновской открыли такое училище.

Высшие начальные училища были четырехклассными с четырехлетним сроком обучения. В эти училища принимали детей после окончания начальной школы. В них изучали: закон божий, русский язык и словесность, арифметику и начала алгебры, геометрию, географию, историю России, естествознание и физику, рисование и черчение, пение, физкультуру. Окончившие это училище, предварительно сдав иностранный язык, имели прво поступать в средние учебные заведения (гимназию, реальное училище, коммерческое училище или учительскую семинарию). Положением о начальных училищах были учреждены должности «почетных блюстителей» из лиц преимущественно купеческого сословия для попечения о школах – в хозяйственном и нравственном отношении. Каких-либо распоряжений по школе они делать не могли, но им предоставлялось право носить мундир, содействовать начальству по части нравственной и учебной. Они должны были способствовать усердию к общественному благу, устройству хозяйственной части «единовременными и постоянными приношениями», что вменялось им в особую заслугу, за которую училищное начальство могло ходатайствовать о «приличном их награждении» и при значительных пожертвованиях заносить их имена золотыми буквами на особую доску.

;В 1906 г. Министерством Народного Просвещения был выработан проект введения всеобщего обучения. Хотя закон о всеобщем обучении не был принят до 1918 г, но основные начала министерского проекта получили 3 мая 1908 г. силу закона, и с этого времени начинается широкий отпуск средств на народное образование и планомерное открытие школ, имеющее своей конечной целью обеспечить доступность начального обучения для всего населения Империи. В 1915 г в станице были открыты еще два небольших одноклассных министерских училища: 1-ое, заведующая Мария Яковлевна Лобковская, эаконоучитель Михаил Хованский, учитель Олимпиада Яковлевна Батищева. 2-ое, заведующий Иван Федорович Биндюков, законоучитель дъяк Яковлев, учителя – Анна Никитична Падуш, Мария Ивановна Биндюкова. В каких зданиях располагались эти вновь открытые училища неизвестно.

 Так сложилось, что нынешняя средняя школа №9 оказалась наследницей двух училищ Александровского и Алексеевского и можно смело утверждать, что год рождения этой школы никак ни позже 1897.

 По церковным данным в 1909 году в станице родилось 603 душ. Имеющиеся учебные заведения могли принять в первый класс не более 300 человек. Таким образом, можно предположить, что все казачьи дети мужского пола имели возможность получить начальное образование. Но далеко не все казаки имели начальное образование.

 В царской России, положение учителя было незавидным, особенно молодого и неопытного. Материальная необеспеченность, оторванность от культурных центров, моральное и политическое бесправие (только в 1870 году учителя народных училищ освобождаются от рекрутской и других натуральных повинностей) затрудняли повышение квалификации учителя. Образование губернские учителя, как правило, получали, окончив среднее учебное заведение. Учителей с высшим образованием было мало. Лишь к 1914 году в России было 208 учительских семинарий, 53 учительских института и работало 280 тысяч учителей. Зарплата учителя в начале 20-го века составляла 220 рублей в год в одноклассном министерском училище и 250 рублей в год в двухклассном, что по некоторым данным, составляла лишь 2/3 от прожиточного минимума. Жалованье задерживали, практически ничего не платили за проверку тетрадей, ничтожно мало – за классное наставничество. Пенсию за 25 лет выслуги выдавали учителю сто двадцать рублей – в три раза меньше, чем следовало. Эти данные относятся к началу XX века, когда был тверд рубль. Жалованье учителя в разных странах мира – Италии, Франции, Германии, Англии, Америке – было в три, в крайнем случае, в пять раз больше, чем жалованье русского учителя.

 После революции 1917 года система народного просвещения подверглась существенным преобразованиям. В 1918 году был принят закон о всеобщем начальном образовании, существенно расширяется сеть школ. Для образования широких масс населения требовалась целая армия учителей. С начала 1920-х гг. по всей стране стали открываться педагогические курсы, училища, средние и высшие учебные заведения. Финансирование школ осуществляется из государственной казны.

В 1926 году в станице создается школа крестьянской молодежи (ШКМ). Обучение в этой школе длилось семь лет, в первые годы принимались в школу лица, получившие начальное образования еще в царской школе или окончившие школу первой ступени (она была четырехлетней) в пятую группу. Выпускники этой школы получали неполное среднее образование. Станица Новощербиновская в это время входила в Донской учебный округ. Районо находилось в городе Ейске. Располагалась ШКМ в двух зданиях: двухэтажном и «длинном». Классы назывались группами, классные руководители – групповодами. В «длиной» школе находился Нардом, в остальных зданиях располагались начальные школы. В нардоме была школа для взрослых. Здесь же в зимнее время проводились курсы по агрономии. Директором ШКМ в 1929 г был Никита Филиппович Смирнов, учителя: А. Г. Мангур (завуч и преподаватель биологии), В. В. Ананвин (русский язык и литератур), А. В. Собакарь (математика), И. И. Иванов (агроном) Н. А. Дураков (обществоведении). Первый выпуск в этой школе был в 1929 г. Вот некоторые ее первые выпускники: А. П. Самсоненко, .Г. Клименко, П. Н. Литвинова, Н. Д. Каламбет.

 В 1926 - 34 годах то ли при ШКРМ, то ли самостоятельной организацией  был интерната, котороый располагался в четырех зданиях.

 Директорами ШКРМ были: Пролыгин Петр Евтихиевич, Покровский, Александров.

 В начале 30-х годов вводится обязательное всеобщее начальное образование. В этот период в станице проводилась компания по ликвидации неграмотности, было организовано много кружков, где взрослых обучали чтению и письму. Затем ставится задача в ведения обязательного всеобщего политехнического образования в объеме семилетки. В 1935 году был образован Щербиновский район. Районо теперь располагается в Старощербиновской. ШКРМ закрыли, на ее базе было учреждена неполная средняя школа. Через три года, т. е. в 1938 году, на базе неполной средней школы создается средняя школа, называют ее средняя школа №2. В 1939 г. она переводится в «длинное» здание. В двухэтажном здании и рядом расположенном здании (кузня) создают начальную школу №9. Бывшая «кузня», а точнее здание, где до революции работали кузнецы, перестраивают, создав четыре комнаты для занятий школьников и учительскую. На западной стороне станицы – начальную школу №8, на хуторе Заречном - начальную малокомплектную школу №10, на дальней ферме колхоза Ефремова школу №11.

 С 1926 года в станице работала вечерняя школа крестьянской молодежи. Занятия начинались в 18 часов, заканчивались 22 часа и проводились они четыре дня в неделю, в среду, субботу и воскресенье занятий в школе не было. В таком режиме школа работала до 1972 года, затем ее перевели на заочную форму обучения. Управление вечерней школы находится в Старощербиновской, в Новощербиновской в зданиях средних школ 9 и 10 проходят в установленные сроки сессии. В таком режиме школа работала до 2010 г.

 Первый выпуск десятиклассников в средней школе №2 был в 1941 г. Вот список первых выпускников новощербиновской средней школы: Телипко Л., Пашко, Тараненко В., Сафонов Н., Таранец К., Медовник В., Игнатухина Р., Протопопов, Куцаенко В., Максименко А., Мозуль М., Алексеев А., Жирков К.. Классным руководителем у них был Фомин С. П.. К счастью сохранился один из первых аттестатов (под номером 6). Уменьшенную в три раза ксерокопию аттестата, выданного Александре Антоновне Максименко (Герасименко), вы видите в тексте.

 Во время войны занятия в школах практически не прерывались. Даже во время оккупации школа, по воле немецкого командования, продолжала выполнять свои функции. Что в последствии привело к тому, что руководство школы было обвинено в сотрудничестве с оккупантами. В 1942 г выпуска учеников в школе не было. Не было выпуска учеников и в 1962 и 1963 годах.

 9 июня 1950 г. начальная школа №9 и средняя школа №2 объединяются, вновь образованную школу называют средняя школа №9. С этого времени школа занимает 4 здания. В четырех зданиях в две смены, в переполненных классах (количество учеников в некоторых классах доходило до 42-х учеников) эта школа работает до 1979 г, после чего ее переводят во вновь отстроенное трех этажное здание.

 В начале семидесятых годов в связи с ликвидацией дальней фермы и хутора Заречного закрываются начальные малокомплектные школы №10 и №11

. Директорами средней школы были: Фомин С. П., Масюков И. А., Медовник А.Д., Бредихина, Дешевич И. Т., Шульженко, Телипко В. М., Васюнков, Телипко В. М., Попова О. П., Ткаченко Т. Г., Калабухова Н. А., Сапельников А. Е., Удовиченко А. Ф., Калабухова Н. А., Беликов А. А., Селюта Е. В., Лобас С. Н..

 В период с 1926 г по 1950 г в двух рядом расположенных зданиях на западной части станицы находится начальная школа №8. Заведующими этой начальной школы были: Твердомед Пантелей Федотович, Попова Пелагея Селиверстовна (1946 г), Лантух. В 1950 г ее преобразуют в неполную среднюю школу (семилетка), директором школы назначают Телипко В.М.. В дальнейшем директорами этой школы были: Бородин В. П., Мантулин И. В..

 В 1963 г. не полная средняя школа №8 была переименована в неполную среднюю (восьмилетнюю) школу № 30, в 1968 году она становится средней школой № 10. Первый выпуск десятиклассников в этой школе был в 1969 году. В 1972 г ее переводят в новое двухэтажное здание. Директором школы в это время была Телипко Л. И.. В последствии директорами этой школы были Белявцева В.С., Гарбуз Т. И., Грушев А. Д., Белявцева В. С., Пархоменко В. Г..

В начале 70-х годов в станице практически было реализовано обязательное всеобщее политехническое среднее образование. К этому времени в стране осуществляли подготовку учителей 400 педагогических училищ, 199 педагогических института, 63 университета по дневной, вечерней и заочной формам обучения. На педагогические специальности в вузы поступило 227,5 тыс. абитуриентов, обучалось 1105,2 тыс. студентов, окончило 188,1 тыс. выпускников.

В конце 80-х годов в стране вокруг школы разгорелась горячая полемика. Кто-то искал истину, кто-то создавал себе имидж, кто-то рвался к власти. Новую концепцию образования так и не нашли. Ее ищут до сих пор.

В начале 90 годов в стране изменилась форма собственности. Школы передали в собственность муниципальных образований. Результат сказался незамедлительно. Зарплата учителей, материальное снабжение школ стали зависеть от благосостояния района. Особенно пострадали сельские школы в 90-х годах, где основной источник поступлений в казну сельхозпроизводитель. Ученики занимались по тридцать минут в плохо отапливаемых помещениях. Практически не обновлялись наглядные пособия. Учительский состав старел, стареет и сейчас, молодежь после окончания педагогических институтов и университетов в школу не идет. Из школ ушли мужчины. В сельской местности наблюдается постоянный отток молодежи. Поехать учителю, особенно молодому, на курсы переподготовки – подвиг, ибо в семейном бюджете образуется невосполнимая брешь. К тому же высшие учебные заведения стали вводить платное обучение, беря деньги не столько за обучение, сколько за гарантию получения диплома. Ко всем перечисленным бедам добавилась еще одна – в школах, особенно в сельских, постепенно уменьшается количество учеников. В середине 70-х годов в средней школе №9 количество учеников доходило до 900, на 1 сентября 2007 года она дошла до 310 учеников. Попытка ввести подушевое финансирование, ресурсные и базовые школы проблемы школы вряд ли решит. Истинность утверждения: «Чем больше учеников в классе, тем выше качество обучения» никто не устанавливал. К чему приведут преобразования по таким направлениям неизвестно. Народное просвещение – это одна из составляющих приводящих к изменению общества, тому свидетель прошедшее время. Необдуманные эксперименты в этой области, просто, замедлят развитие нашего общества.

Геннадий Алексеенко

Слушали: 11. Доклад временно управляющего Ведомством народного просвещения по вопросу о назначении допущенного к исполнению обязанностей преподавателя Новощербиновского сельско-хозяйственного технического училища ученого агронома П.Г.Мюге на должность эксперта-инструктора по сельскохозяйственным отраслям при отделе профессиональных учебных заведений Ведомства народного просвещения и техника-механика И.Т.Петрикеева на должность разъездного инструктора по механическим производствам при том же отделе.

Постановили: 1) Ученого агронома П.Г.Мюге назначить экспертом-инструктором по сельскохозяйственным отраслям при отделе профессиональных учебных заведений Ведомства народного просвещения с 15 июля 1919 г. 2) Техника-механика И.Т.Петрикеева назначить на должность эксперта-инструктора по механическим производствам при том же отделе с 1 августа 1919 г.

Яндекс.Метрика

Sedoj 2000 - 2016 г.