станица Новощербиновская Краснодарского края
ГЛАВНАЯ О НАС ПОЧТА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Газификация в станице Новощербиновской


В Новощербиновской, как и в большинстве, населенных пунктов Краснодарского края, всегда были проблемы с отоплением жилища и приготовлением пищи. Что поделаешь? Степь! Деревьев было очень мало или вовсе не было. Сады, лесополосы появились значительно позже. Те лесополосы, к которым мы уже привыкли и считаем их непреложным атрибутом кубанской степи, планомерно начали высаживать, начиная с пятидесятых годов прошедшего столетия. В качества топлива в 19 веке и начале 20 века использовали «куранду» (перекати поле), солому, высушенные стебли кукурузы, или подсолнуха, высушенный, специально приготовленный из коровьего навоза, кирпич.

Технология изготовления этого топлива очень проста. Примерно год собирают навоз вместе с подстилкой (соломой), складывая его в специальном месте в форме цилиндра. Навоз в обязательном порядке ежедневно поливают. Затем его выдерживают некоторое время, продолжая поливать, сколько дней - не помню. Весной навоз раскладывают в форме круга толщиной около 15 см и дают ему подсохнуть в течении трех, четырех дней. После этого его трамбуют. Чаще всего несколько членов семьи и стар, и млад, начинают топтать навоз ногами, предварительно одев сапоги. Босиком это делать опасно, можно пораниться. К стати навоз должен быть перепревшим, тогда характерного запаха почти нет. Утрамбованный навоз оставляют в таком виде в течение несколько дней, пока он основательно не подсохнет. Далее производят нарезку кирпича. Делается это специальной лопатой. Нарезанный кирпич сразу переворачивают, укладывая его рядами через небольшие промежутки. Как только верхняя часть кирпича подсохнет, его ставят вертикально на небольшом расстоянии друг от друга, как только верхняя часть подсыхает, его ставят на другую грань, поле чего его складывают в виде треугольной призмы, лежащей на одной из боковых граней. Кирпич укладывают, так чтобы каждый ряд свободно продувался. Осеню сухой кирпич готов к использованию в виде топлива. Его плотно укладывают в виде параллелепипеда, и укрывают, обычно толстым слоем соломы, так чтобы она образовывала четырехскатную крышу. Такое сооружение было в каждом дворе.

Где-то в начале 60-х годов 20 века Потребкооперация через свои магазины начала торговать углем и дровами. С этого момента население постепенно перешло на использование угля для отопления домов. Отопление было печным. Использование угля для отопления изменило и быт, и внешний вид не толь двора, но и комнаты, где устанавливалась отопительная печь.

 В станице Новощербиновской первое водяное отопление в своем доме было установлено зубным техником Василием Ивановичем Трифоновым где-то в семидесятых годах. Впоследствии по его примеру в строящихся домах, далеко не во всех, стали устанавливать водяное отопление и другие станичники.

 В семидесятых годах по территории Щербиновского района провели газовую магистраль для газификации города Ейска. В станице Старощербиновской начали строить, в основном за средства населения уличные разводящие газопроводы. Строили стихийно, в результате получили сеть, не обеспечивающую равномерное давление газа, поступающего к потребителю. Строят ее до сих пор. Станица газифицирована процентов на шестьдесят. В остальных населенных пунктах Щербиновского района население стало использовать для приготовления пищи сжиженный газ. Уголь использовали для отопления дома, для приготовления пищи этот вид топлива неудобен, поэтому многие хозяйки в доме для приготовления пищи использовали кирогазы или примусы. Эти устройства были достаточно примитивны и опасны в пожарном отношении. Как только для ротготовления пищи стали использовать ссжижиный газ от этих приборов население отказалось полностью и окончательно. В каждом колхозе района были организованы службы, осуществляющие оптовую заправку баллонов сжиженным газом и доставкой их населению. В 90-х годах колхозы постепенно отказались от содержания этих служб, заправку баллонов начала осуществлять ОАО «Щербиновскаярайгаз».

 В течение тридцати лет новощербиновцы обращались к властям, кандидатам в депутаты разного уровня с просьбой газифицировать станицу. В 2001 году началось строительство межпоселкового газопровода высокого давления «Старощербиновская – Новощербиновская». Трубу уложили быстро, где-то за три-четыре месяца. Принимали газопровод в эксплуатацию полтора года.

сенью 2003 г уже другая организация начала прокладку трубопровода низкого давления по улице Украинской. Строители явно не спешили. Работа оживилась лишь весной 2004 года. 1 сентября 2004 года в станице Новощербиновской торжественно был зажжен природный газ, подведенный к 7 дворам, расположенным по улице Мира (на бывшем кладбище). За бюджетные деньги в течение 4 лет были установлены четыре ШРП и проведен уличный разводящий газопровод низкого давления по части улиц Мира (1 квартал), Базарная (3 квартала), Украинская (3 квартала) и Октябрьская (3 квартала). Всего чуть больше 2 км. Все это на восточной («калининской») стороне станицы.

 Стало ясно, что строительство уличного подводящего газопровода при таком финансировании растянется, в лучшем случае, лет на тридцать, а то и более. Сразу по станице пошли разговоры: «Денег в бюджете нет, уличный разводящий газопровод никто строить не будет, стройте его сами за свои деньги».

С одной стороны никто население не обязывает строить уличный разводящий газопровод. Это факт. С другой стороны газ рядом, а в доме его нет и в обозримом будущем его, не будет! Наверно поэтому некоторые станичники объединились в несколько «кооперативов». К сегодняшнему дню на средства «кооперативов» построено около восьми километров уличного разводящего газопровода. Строительство продолжается и сейчас. Уличный подводящий газопровод в станице Новощербиновской в настоящее время строится на средства населения – это факт. Региональные и муниципальные власти в этом процессе принимают минимальное участие.

Как только на какой-либо улице стихийно образовывался «кооператив», он направлял своих представителей к главе станицы и района с просьбой оказать помощь в строительстве уличного газопровода. В ответ, как правило, получали не внятные обещания о содействии в строительстве. Глав можно понять, деньги у них вроде бы и есть, но они где-то там …, и когда они «придут» и сколько не знает сам Бог.

 Газ - это товар. Особый товар. Продать сетевой газ без газопроводов высокого и низкого давления не возможно! Построенная труба накрепко «привязывает» конкретного покупателя к продавцу газа. Это продавцы других товаров не знают, придет ли к ним покупатель сегодня или нет, а если придет, купит его или уйдет к другому продавцу.

 Газ - это товар. Особый товар. Продать сетевой газ без газопроводов высокого и низкого давления не возможно! В нашем случае получается так: Газпром, построив газопровод высокого давления и доставив газ к станице, успокоился. Нет сети уличных разводящих газопроводов и не нужно. Купит население газ или не купит – ему все равно. Труба высокого давления работает три года практически в «холостую». Газпром или государство несет убытки? Нет, население, построив уличный разводящий газопровод, погасит эти убытки! Схема проста. О такой схеме производители других товаров могут только мечтать. Вы можете себе представить ситуацию, когда некая пекарня спечет хлеб, и будет ждать, пока жители некого поселения построят магазин, торгующий хлебом? А ведь такую ситуацию, при наличии административного ресурса, можно создать! Тьфу! Не дай Бог!

 А вот цитата из сайта, принадлежащего Газпрому, электронный адрес: http://www.gazpromquestions.ru/news/news8.html «Программа газификации охватывает 53 российских региона, поэтому для успеха ее реализации принципиально важно распределить «зоны ответственности» Газпрома и региональных властей и скоординировать действия. Газпром обеспечит строительство межпоселковых газопроводов, а за прокладку уличных сетей и доведение «голубого топлива» до конфорок в домах жителей должны отвечать региональные и местные власти. В целях синхронизации действий по выполнению Программы Газпром заключает с администрациями регионов сетевые графики газификации. В них применительно к каждому объекту газификации определены конкретные виды работ и сроки их выполнения Газпромом и региональными властями».

 Мой собственный опыт в строительстве газопровода позволяет мне утверждать, что все участники этого процесса, стремятся из заказчика выжать максимально возможные в каждом конкретном случае средства, ограничив его права и свободы за счет некомпетентности заказчика, и это проблема, которую почему-то замалчивают. Нужен пример. Пожалуйста. Когда идет диалог между представителями власти и представителем группы населения речь всегда идет о помощи со стороны власти. Такова реальность, а что на самом деле? А должно быть сотрудничество, должна быть договоренность: «Вот мы столько то вложим в объект, а вы столько-то» и все это не на словах, а в договоре в письменном виде. И договор - это добровольное соглашение сторон, а у нас сплошь и рядом диктат со стороны подрядчика, а заказчик в роли подписанта.

 Население большинства станиц Кубани привыкло полагаться на себя. Сами строили дома. Сами строили себе водопровод. Сами прокладывали телефонные линии к своим домам. Сами проложат и газовые трубы.

 Только вот беда, куда отнести расходы населения на постройку уличного подводящего газопровода? Оформить построенный за личные средства уличный газопровод в долевую собственность «кооператив», конечно, за большие деньги сможет, но обслуживать его, нет, а получать прибыли от нее тем более. Станичникам не специалисты в газовой области, им нужен газ, и они готовы заплатить за строительство уличного газопровода для того, чтобы можно было пользоваться благами цивилизации.

 Инвестициями это назвать нельзя. Инвестиции предполагают получение в будущем дохода. Члены «кооперативов» от «своего» объекта прибыли не получат. Да, к ним придет газ, но полученный газ – это товар, за который они заплатят положенные деньги. Спонсорская помощь? Побойтесь Бога! Старушка пенсионер с ее пенсией - спонсор Газпрома?

 Остается одно. Затраченные средства нужно отнести к затратам на приобретение природного газа. То есть каждый новощербиновец, член «кооператива», будет покупать газ не по цене 1,49 рублей за кубический метр природного газа, а намного дороже, причем за газ, который придет ему в дом, заплатит на много лет вперед (стоимость доли в участи в «кооперативе»). Есть в ситуации возникшей в станице связи с приходом голубого топлива еще одна проблема.

 Недавно В.В. Путин озвучил одну очень интересную мысль: «Государство – это аппарат принуждения, созданный для того, чтобы обеспечить равные условия для всех граждан страны». В нашей станице на данный момент времени образовалось три группы населения с разными условиями для приобретения газа. Одна группа – имеет возможность приобрести газ по цене 1490 рублей за 1000 куб метров, вторая – по повышенной цене и третья – никогда газ купить не сможет. Допустим, человеку 55 лет и он живет настолько далеко от ШРП, что «кооперативу» построить уличный газопровод не по карману. Власти, может быть, через тридцать лет и проведут по этой улице газопровод, да к тому времени этого человека уже не будет.

 И, тем не менее, газификация в станице идет. Ежегодно добавляются уличные газопроводы, увеличивается число домов, в которых устанавливаются, газовые котлы, выбрасываются печи, монтируется водяное отопление и вводится водопровод в дом, проводится канализация. Новощербиновские дома преобразуются, становятся более удобными для жилья. Все работы оплачивают жители, и основная заслуга в этих социальных преобразованиях принадлежит им!

Этот процесс выгоден всем. Довольно государство - оно получит 18% от этой суммы затраченной на газификацию улицы и находящихся там домов в виде налога на добавленную стоимость и одновременно увеличит процент газификации страны. Довольны строители, проектировщики, надзорные инстанции - у них есть работа, довольны местные власти – они выполняют социальную программу и улучшают быт населения.

 Учитывая, что население не готово иметь в собственности уличные газопроводы, у местной власти появится еще и собственность. Сумеет ли она (власть) рационально ею распорядиться, это еще вопрос, пример тому водопровод и телефонная сеть.

А население? Вроде бы сэкономят средства на топливо, уголь то дороже, чем природный газ, да и хлопот с углем и, особенно с дровами, во много раз больше. Но это сейчас, когда государство сдерживает цены на природный газ. А это до 2011 года, а там цены на природный газ повысят до мировых, учитывая, что зарплаты у нас далеки от мировых, задумаешься. Если же прикинешь, сколько сил и энергии и сколько преград нужно преодолеть, чтобы выполнить необходимые работы по газификации, то и вообще задаешься вопросом: «А нормальная ли ситуация сложилась в станице вокруг газа?»

Геннадий Алексеенко

Яндекс.Метрика

Sedoj 2000 - 2016 г.